На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

17.02.2015 - Журнал «Направление — Дальний Восток», №1: Эксплуатация как объект научного изучения

Ещё недавно столица Приморья ассоциировалась с краешком земли и далёкой провинцией. Но сегодня о Владивостоке знают и по всей России, и за рубежом. И не устают восхищаться и поражаться. Неповторимый облик городу придали новые дорожные развязки и мосты, среди которых достойное место занимает вантовый мост на остров Русский.

Cтроительство моста на Русский остров было непростой задачей со множеством нюансов и факторов, характерных для этой точки побережья Японского моря — сложный рельеф, широкий пролив, перепады температур, осенние тайфуны, геологические, сейсмические и другие особенности. Но после завершения строительства Русский мост по праву стал уникальным, а по ряду показателей — рекордным. Возвели его за рекордный в мировой практике срок — меньше, чем за четыре года. У него самый длинный центральный пролёт и ванты, рекордная высота пилонов. «Мировой портал недвижимости» признал его самым значимым архитектурным проектом России в 2012 году.

Но построить мост — это только часть дела. Ежедневного решения требует другая важнейшая задача — содержание моста, причём такого уровня и качества, чтобы он служил людям минимум 100 лет, именно таков срок его эксплуатации. Сегодня за «здоровым образом жизни» моста наблюдают 49 специалистов ОАО «УСК МОСТ» самой высокой квалификации. О том, что такое мост на остров Русский, как он возводился, какие сложности пришлось преодолевать, эти люди знают не понаслышке, большинство из них принимало участие в строительстве мостового перехода и сейчас их отношения с мостом продолжаются. Команда профессионалов живёт жизнью моста в круглосуточном режиме.

— Если в течение хотя бы трёх лет тщательно не заниматься эксплуатацией этого моста, то затраченные суммы и усилия строителей будут пущены на ветер. И речь не только о том, чтобы убрать мусор или почистить от наледи. Всё гораздо масштабнее. Мостовой переход — это крупнейший комплекс уникальных систем и высокоточных механизмов, который должен функционировать без сбоев, чтобы даже малейшие предпосылки на возможные причины каких-либо нарушений были замечены заблаговременно, — говорит руководитель обособленного подразделения ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Геннадий Шкуропатов. После ввода в эксплуатацию в 2012 году федеральный объект «Мостовой переход через пролив Босфор Восточный»,— официальное название Русского моста — был передан Росавтодором в ведение ФКУ «Дальуправтодор». И вот уже третий год по результатам электронных торгов конкурс на содержание объекта выигрывает ОАО «УСК МОСТ». И правильно, и справедливо — кому, как не мостовикам, заниматься содержанием мостового перехода и контролем его эксплуатации на начальном этапе жизнедеятельности уникального сооружения, ведь им детально ведомы все его особенности — как и в каких условиях возводился, какие технологии использовались и на каких участках, как монтировались те или иные системы, где они расположены, какую нагрузку испытывают и многое другое.

Научный подход к изучению процесса эксплуатации моста — дело довольно молодое в нашей стране, притом, что вопросы эксплуатации и диагностики транспортных сооружений, проблемы разработки структуры и концепции развития системы эксплуатации мостовых сооружений весьма и весьма актуальны. Отрасль нуждается в получении системных данных по результатам наблюдения за процессом эксплуатации мостовых сооружений и их научного анализа, тем более такого супер-гиганта, как Русский мост. Только это может обеспечить длительное и надёжное использование мостов, которые строятся сегодня и будут строиться в ближайшем будущем.

— На момент строительства моста на остров Русский он был единственным в России, где ещё на проектной стадии был разработан и затем последовательно реализован проект эксплуатации моста, включающий здание эксплуатационного центра, коммуникационные сети, системы мониторинга, в реальном времени отслеживающие всё, что происходит во время эксплуатации, как работают конструкции моста, отвечают или нет расчётным параметрам, как работают системы, обеспечивающие безопасность проезда, информирования водителей и так далее. Сегодня все эти системы здесь существуют и действуют безотказно, — говорит Геннадий Шкуропатов. — Мост на остров Русский — это современные технологии при строительстве плюс современные компьютерные технологии при эксплуатации, которым посвящено восемь томов проекта. Это сети, коммуникации, автоматизированные системы защиты и управления дорожным движением, системы освещения и архитектурно-художественной подсветки и соответствующее здание Центра управления мониторингом.

Эксплуатация моста — дело наукоёмкое и дорогое, в целом его стоимость в год составляет сумму порядка 112 млн рублей. В 2014 году ФКУ «Дальуправтодор» заключил госконтракт на научную обработку данных мониторинга и разработку рекомендаций для эксплуатирующей организации по высокому уровню содержания Русского моста. Комплексная автоматизированная система мониторинга включает 585 высокоточных приборов и датчиков, установленных на всех конструкциях моста, 25 узлов сетей передачи данных и более 10 километров волоконно-оптических линий связи. В Центр управления мониторингом моста информация поступает в реальном времени непрерывным потоком, накапливается на серверах, обрабатывается и передаётся в научную организацию.

Безопасность движения по мосту — основная задача, которая также входит в процесс эксплуатации мостового перехода и круг обязанностей ОАО «УСК МОСТ». Для водителей вывести на табло информацию о скорости движения, видимости на трассе, плотности потока, температуре, работах на мосту — это только малая их толика. Работа идёт в круглосуточном ритме и даже при благоприятных погодных условиях любые сутки могут оказаться напряжёнными.

— Когда движение по мосту было только открыто, автовладельцы чуть ли не гонки по нему устраивали, и никакие увещевания и призывы к порядку не действовали. Сейчас стоят радары, водители успокоились, ДТП случаются в среднем пару раз в год, при этом виновнику аварии предстоит возместить ущерб за порчу конструкции. За четыре произошедших случая заказчику был возмещён ущерб в полном объёме, — говорит руководитель обособленного подразделения ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Геннадий Шкуропатов.

В соответствии с требованиями безопасности водителей и пассажиров движение по мосту перекрывается, если сила ветра превышает 27 м/с. Служба эксплуатации мостового перехода обязана перекрыть движение, уведомив об этом дежурные службы заказчика, города и края. Мост оборудован всеми техническими средствами, обеспечивающими полное закрытие движения.

Внедрённая на Русском мосту инновационная система высокоточного мониторинга позволяет осуществлять непрерывный комплексный контроль за состоянием гигантской конструкции с помощью глобальных навигационных спутниковых систем — ГЛОНАСС и GPS.

Известно, что вантовую систему Русского моста спроектировало ООО НПО «Мостовик», а изготовила и технически проконтролировала установку вант французская инженерная компания Freyssinet. Сейчас французы участвуют и в эксплуатационном процессе. Есть соответствующий утверждённый график визитов инженеров Freyssinet, в ходе которого проверяется система демпферов, обеспечивающих удержание вант в строго определённом положении для предотвращения самовозбуждения, вантовые анкера, состояние антикоррозийной защиты.

Красив мост и ночью. Его художественное освещение подчёркивает лёгкость масштабной конструкции и одновременно высокую значимость объекта. Морской климат и повышенные вибрации потребовали поиска инновационных инженерных и светотехнических решений. В общей сложности на мосту установлено более 12 000 приборов освещения, в том числе 384 прожектора архитектурно-художественной подсветки, 270 светильников на опорах освещения проезжей части, 56 навигационных огней на пилонах. Проложено порядка 12 000 кабельных лотков и 180 000 метров кабельной продукции. В любом непредвиденном случае первую категорию энергообеспечения моста обеспечат шесть автоматических дизельных электростанций. Это означает, что максимальный срок, на который, например, из-за аварии в городской электросети, мост может остаться без освещения, составляет не более 45 секунд.

Русский мост — экологически чистый объект. С обоих берегов он оснащён собственными очистными сооружениями. Две установки производительностью по 50 кубометров в час функционируют на полуострове Назимова, третья — на острове Русском. Так как мост построен в рыбоохранной зоне пролива Босфор Восточный, предусмотрена двухступенчатая очистка ливневых, талых и производственных сточных вод с мостового сооружении. Вся грязь, гарь, мазут, оставляемые на проезжей части автомашинами и смываемые дождями, очищаются через систему специальных фильтров и в море не попадают.

Комплексом эксплуатационных мероприятий по содержанию моста предусмотрено несколько видов осмотров, как постоянных, так и специальных. Для этого используются четыре специальных грузопассажирских подъёмника, установленных в ноге каждого из пилонов, а также специально сконструированный смотровой агрегат, позволяющий осуществлять инструментальный контроль по всей 1104-метровой длине нижней части главного центрального пролёта.

Сегодня заказчиком ФКУ «Дальуправтодор» и специалистами Центра управления мониторингом ОАО «УСК МОСТ» нарабатывается уникальный опыт содержания грандиозного объекта. Этот опыт необходим для дальнейшего развития ­отечественного мостостроения.

Ольга Кускова,
фото: СК МОСТ


http://n-dv.info/magazineArticles/show/?id_magazine=48&id_magazineArticle=764

Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.  
1111
2222