На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

09.08.2013 - Газета «Комсомольская правда», 9 августа 2013: Свет в конце Рокского тоннеля

Работы по перепроходке Рокского тоннеля вышли на финишную прямую

Буквально вчера (когда материал готовился в печать – ред. «КП») строители завершили перепроходку транспортной артерии. На завершение бетонирования и отделочные работы уйдет еще год, а полностью проект планируется завершить во второй половине 2015-го. В итоге 3800-метровый тоннель получит вторую жизнь.


Строительство Рокского тоннеля - это хорошо отлаженное производство. Проходчики рубят горную породу. Затем в тоннеле монтируют гидроизоляцию и дренажную систему, своды бетонируются, и все это делается ОДНОВРЕМЕННО.

«С НАС – ФИНАНСИРОВАНИЕ, С ВАС - КАЧЕСТВО»


Рокский тоннель – «дорога жизни» для Южной Осетии. Именно через тоннель в августе 2008 года прошла российская армия, которая защитила население республики от агрессии во время грузино-осетинского конфликта. С тех пор именно тоннель стал единственной дорогой, связывающей республику с миром (Грузия блокирует свободолюбивую республику с трех сторон).

Хороших времен Рокский тоннель не видел. Строители сдали сооружение в эксплуатацию на закате эпохи СССР в 1984 году с большими недоделками. В 1991 году в ходе очередного грузино-осетинского конфликта тоннель был разграблен. С 1991 по 1998 год оставался бесхозным: вентиляция уничтожена, дорога разбита, железные конструкции проржавели, вода круглый год сочится через своды тоннеля... А тут еще война 2008-го: сотни танков и тяжелой боевой техники всего за считанные часы прошли через тоннель. Не удивительно, что руководство России приняло решение о реконструкции сооружения.

Компания «БТС-Гидрострой», которая входит в группу компаний «СК МОСТ», к работе приступила в декабре 2010 года. К маю 2012 года вспомогательная штольня была оборудована для движения транспорта, после чего стартовала реконструкция основного тоннеля.

Руководство страны внимательно наблюдает за событиями в Рокском тоннеле.

– Работа в высшей степени важная. Рассчитываем, что она будет проходить в графике, а может быть, даже, как вы сейчас предлагаете, с его опережением, - говорит Владимир Путин. – Наша задача – в том, чтобы обеспечить соответствующее финансирование, а ваша – качество.

Разговор на тот момент премьер-министра со строителями Рокского тоннеля состоялся в июне 2011 года. На исходе июля 2013-го корреспонденты «Комсомольской правды» отправились в горы Северной Осетии провести ревизию уникального проекта.

Да-да, вы не ослышались: реконструкция Рокского тоннеля – проект во многом уникальный.

«ПУШКУ ПОСТАВИТЬ НЕГДЕ, А ВЫ ГОРОД СТРОИТЕ»


Игорь Усольцев: «Сейчас решается вопрос о дополнительном финансировании, чтобы ускорить работы на объекте».

…Дорога от Владикавказа занимает два часа. Тормоза натужно скрипят на серпантине — легковушка едва расходится с большегрузами, идущими по встречке. Проходим пограничный контроль. И через несколько километров на пятачке между скал видим городок строителей.

– Поехали со спасателями подбирать площадку для общежития, а ставить его фактически негде: то лавины сходят, то камнепады, – вспоминал еще в Москве генеральный директор «БТС-Гидрострой» Игорь Усольцев». – Спрашивают: «А много места надо?». «На 600 человек». После затянувшейся паузы спасатель признался: «Здесь пушку поставить негде (обстреливать лавины – ред. «КП»), а вы город строить собираетесь».

Строителям везет. До сих пор лишь один вагончик «вахтовки» снесло лавиной в ущелье, но обошлось без пострадавших. Зимой по дорогам волки снуют. К городку строителей выходила медведица с тремя медвежатами. И рад бы насладиться уникальной природой, но лучше не расслабляться.

Семь утра. В «вахтовку» набились мужики – первая смена. Рабочие выходят у тоннеля, где располагается производственный городок и столовка. Меню рассчитано на людей, связанных с тяжелым трудом: на завтрак – манная каша на молоке, в течение дня постоянно подают мясо и рыбу. Пока одни специалисты готовятся уйти в тоннель, другие в шлепанцах отправляются в баню мыться. Кругом какая-то суета...

Но со временем начинаешь понимать, что строительство Рокского тоннеля - это хорошо отлаженное производство. Проходчики рубят горную породу. Скальное крошево сразу же вывозится наружу. Затем в тоннеле монтируют гидроизоляцию и дренажную систему, своды бетонируются и все это делается ОДНОВРЕМЕННО.

На стене начальника строительства висит многометровый график, где цветом отмечается завершение отдельных этапов строительства. По краям тоннеля основные работы уже закончены. Но чем ближе к середине, тем меньше цвета. Комбайны рубят горную породу с обеих сторон тоннеля.

««ВОРОВАЙКУ» НАШЛА»

Работы на строительстве тоннеля ведутся круглосуточно: каждая смена трудится по 10 часов, с перерывом лишь на обед и пересменку (бригады сменяют друг друга через месяц). Перед рабочими ежедневно ставятся задачи, о выполнении которых они отчитываются в конце смены.

Сачкануть не удастся. Диспетчерская – дамское царство. Круглосуточно созваниваются с бригадирами, обеспечивая их всей необходимой техникой и материалами:

– Говорю же: каркасы везем...
– Вагоны с цементом на подходе...
– «Воровайку» нашла (грузовик с «рукой»-погрузчиком» – ред. «КП»)...

Женщины-диспетчеры с матерыми мужиками-строителями управляются виртуозно. К каждому находят подход: к одним ластятся через «мое солнышко» и «лапочку», на других наезжают жестко – «сейчас убью, блин!» И это не очень похоже на шутку.


Жители Южной Осетии: «Без Рокского тоннеля здесь жизни не будет».

– Мы шустрые, ответственные, нам с мужчинами проще работать, – будто горохом сыпит словами горный диспетчер Наталья Храмцова. – При хорошем диспетчере главный инженер может спать спокойно.

Наталья уже 26 лет работает в компании. За спиной строительство Северомуйского тоннеля на БАМе (15,3 км), уникальных водосбросов Саяно-Шушенсокой ГЭС, четырех тоннелей в Сочи... Месяц на объекте – месяц дома в Красноярске.

Переодеваемся и идем в тоннель. Первые сотни метров проходим быстро. Сухо, светло... Но прогулка вскоре перестает быть томной. Сначала исчезает бетонная рубашкав тоннеле, затем – гидроизоляция и бетон на дороге. Чем глубже вглубь, тем больше воды – и сверху, и снизу. Жижи полные ботинки (а как с них сдувала пыль кастелянша!). Наконец подбираемся к горнопроходческим комбайнам: кругом грохот, дышать становится гораздо тяжелее...

Гигантские машины с животным ревом выгребают горную породу. На горную породу специалисты набрасывают фибробетон (современная технология возведения временной крепи), устанавливают анкера, пространственно-арматурные арки... Только к часу ночи возвращаемся в общежитие.

На следующий день отправляемся в Южную Осетию. Горную гряду пересекаем через штольню (движение реверсивное – направление меняется каждые полчаса). В Цхинвале праздник на рынке малолюдно.

– Без Рокского тоннеля здесь жизни не будет, – говорит Индира Эльбакиева. – Россия вкладывает большие деньги в реконструкцию тоннеля. Это говорит о том, что в нас верят и нас не бросят на произвол судьбы.

– Чуть больше года прошло, как мы начали перепроходку тоннеля, – говорит Игорь Усольцев. – Сейчас решается вопрос о дополнительном финансировании, чтобы ускорить работы на объекте.

Олег Потапов
Фото: Борис Жидков, Сергей Лоскутников

Оригинал статьи


Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.  
1111
2222
Доставка, установка лобовых стекол на Freightliner! Гарантия! Низкие цены
steklo-rv.ru
В продаже - магазин, цены ниже! Неликвидные остатки
eda-i-napitki.com
Купите BCAA Optimum Nutrition, Ultimate, Scitec и др. Отзывы
pure-protein.ru