На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

26.04.2013 - Газета «Комсомольская правда», 26 апреля 2013: И под землей есть высший пилотаж

Лучшие в мире результаты строительства тоннелей продемонстрировали ведущие представители российского транспортного комплекса.

Содружество Научно-исследовательского проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) с железнодорожниками началось полвека назад, когда строилась магистраль Абакан-Тайшет. Потом были тоннели БАМа. А на данный момент – осуществление самого высокотехнологичного проекта совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер – «Альпика Сервис» в олимпийском Сочи. Это объекты, которые, что называется, на слуху. Но по ним можно судить о том, насколько серьезно продвигалось вперед отечественное проектирование и строительство транспортных тоннелей.

«Оскар» для тоннелестроителя


Заместитель генерального директора ЛМГТ Андрей Соловьев

– Без опыта было бы невозможно в те сроки и с тем качеством сделать тоннели и мосты, из которых, по существу, и состоит совмещенная дорога в Сочи, - рассказывает заместитель генерального директора ЛМГТ Андрей Соловьев. – Основное строительство заняло всего три года. Для сравнения: на БАМе рекордная скорость бетонирования тоннеля у нас была 180 метров в месяц, но ради нее приходилось останавливать все другие работы. Сегодня у строителей норма бетонирования – более 200 метров в месяц, а все сопутствующие работы ведутся параллельно. Это результат применения отечественного и мирового опыта, новых технологий, техники, материалов.

– Вы рассказываете об этом, как о чем-то достаточно обыденном, хотя глава РЖД Владимир Якунин называл сочинскую трассу экзаменом для всех.

– На самом деле, реализация больших, сложных, высокотехнологичных проектов до недавних пор многим казалась чем-то невероятным в современной России. И, скажем, пуск Новороссийских железнодорожных тоннелей, с точки зрения молодого поколения, может показаться большим достижением. Но после БАМа – это рядовой объект. А что касается совмещенной дороги, то она действительно стала испытанием, потому что никто в мире за три года такие объекты, требовавшие решения колоссального комплекса задач, и в таких сложных условиях не строил. Это наглядный пример отличной командной работы заказчика, строителей, проектировщика. Такова не только наша оценка. В декабре в 2011 года в Гонконге Международная тоннельная ассоциация присудила ежегодную премию – своего рода тоннельный «Оскар», именно за осуществление проекта строительства трассы Адлер – «Альпика-Сервис». Получили ее РЖД – как заказчик и инвестор, генеральный подрядчик строительства ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» и ЗАО «Бамтоннельстрой», входящие в группу компаний «СК МОСТ», и наш «Ленметрогипротранс» – как проектировщик. Словом, экзамен сдан, и в том, что российская школа тоннелестроения и проектирования жива, здорова и продолжает развиваться, ни у кого сомнений нет...

Реконструкция комплекса Новороссийских железнодорожных тоннелей решила большой комплекс задач развития транспортной инфраструктуры Юга России

 

Иностранцы пошли за российским опытом


Главный технолог по технологии проектирования ЛМГТ Александр Салан

– Особенность сотрудничества нашего института с Российскими железными дорогами, да и другими заказчиками, состоит в постоянстве профессионализма коллектива института, – говорит главный технолог по технологии проектирования ЛМГТ Александр Салан. – Десятилетия нашей работы на практике доказывают это: мы ни разу не подводили, стараясь обеспечить в проектах лучшее техническое исполнение, максимально возможную экономичность, минимальные сроки. Мы все время совершенствуемся, и каждая последующая работа делается лучше и эффективнее. На данном этапе мы уделяем большое внимание не только вопросам строительства, но и эксплуатации тоннелей. Институт стал пионером в разработке и освоении методов мониторинга тоннельных сооружений. С 60-х годов мы успешно сотрудничаем с железнодорожной отраслью, и нас, конечно, обнадеживает, что по сей день РЖД обращается к нам. И что очень важно, сейчас зарубежные коллеги пристально изучают наш опыт. Но так и должно быть, ведь чем больше мы проектируем и строим, тем быстрее развиваемся...

– Так в действительности и происходит, – поддерживает коллегу Константин Безродный, возглавляющий научно-исследовательское подразделение ЛМГТ. – Больше строим – больше возможности для исследований и наоборот. Это взаимообогащающий процесс. Почему это важно? Ни одного типового тоннеля не существует. Мы проектируем разные по назначению сооружения, у каждого – своя специфика, которая связана не только с функциональным предназначением, но и с различными горно-геологическими условиями. И в каждом случае разрабатывается программа исследований, сопровождения строительства, горно-экологического мониторинга. Как на той же совмещенной дороге или других северокавказских тоннелях, мы оцениваем сейсмические данные, закладываем в проект современную аппаратуру, которая предназначена и для обеспечения безопасной эксплуатации.


 Реализованные в Сочи проекты тоннелей ЛМГТ получили достойное международное признание.

Основные направления научных разработок ЛМГТ – совершенствование конструкций подземных сооружений и технологий их строительства, разработка новых методов и методик исследований и ведения работ, обеспечение безопасности, в том числе экологической, при строительстве и эксплуатации тоннелей.

Особое место занимает создание новых методов инженерно-геологических геофизических изысканий. Так называемая сверхширокополосная георадиолокация, в том числе аппаратное ее обеспечение и методология обработки полученных данных – целиком разработка ЛМГТ. Существовавшие до сих пор методы позволяли получить достоверную информацию на глубине до 15 метров, специалисты института довели этот показатель до 100 метров. Нигде в мире такого результата еще не добивались.

Ныне решается другая актуальная задача, решение которой позволит удешевить и ускорить работу – создание системы аналогового проектирования на основе сбора банка данных уже имеющегося опыта строительства в тех или иных условиях. Оно может быть использовано на последующих объектах с аналогичными условиями.

Главное – не остановиться


По словам генерального директора НИПИ «Ленметрогипротранс» Владимира Маслака, автомобильных тоннелей в России очень мало, а развитие их системы поможет снять многие актуальные проблемы

Относительно прошлых лет в 2013 году на рынке транспортного строительства наблюдается затишье. Блестяще выполненной на совмещенной дороге работе осталось добавить последние штрихи. РЖД, если и инвестирует средства в строительство и реконструкцию, то только наиболее важных или проблемных объектов, в том числе – тоннелей: под Амуром в Хабаровске, в обход мамайского оползня в Сочи. Железная дорога на Черноморском побережье, конечно, требует совершенствования: нужны новые обходы, новые тоннели. Есть вероятность, что четвертый железнодорожный тоннель заменят два новых. Это достаточно сложный проект, длина каждого тоннеля – по пять километров, но они сразу решают целый комплекс проблем, как связанных непосредственно с перевозками, так и с улучшением экологии города.

– Даже если не касаться перспектив создания крупных проектов, программа работы нашего института по железнодорожным тоннелям по-прежнему разнообразна, – говорит генеральный директор НИПИ «Ленметрогипротранс» Владимир Маслак. – Но если говорить о дальнейшем развитии, то, конечно, необходимо реализовать такие важные проекты, как строительство вторых путей Байкало-Амурской магистрали, скоростной магистрали Москва – Сочи, тоннелей на подходах к аэропорту «Шереметьево» на железнодорожной ветке от Ленинградского вокзала, или на линии для прямой электрички от «Шереметьево-1» через Курский вокзал до «Домодедово» в Москве. С РЖД мы в этом плане всегда работали плодотворно, и готовы впредь действовать с максимальной пользой для развития железных дорог. В то же время, мы понимаем, что возможности отрасли сейчас ограничены, и сегодня налаживаем сотрудничество с Росавтодором. Надеемся, что оно будет столь же долговременным и полезным. Не так давно прошли конкурсы на строительство высокоскоростных автомобильных магистралей Москва – Сочи и Москва – Екатеринбург. У нас есть что предложить для успешной реализации этих проектов по части будущих тоннелей. К слову, автомобильных тоннелей в России очень мало, а развитие их системы тоже поможет снять актуальные проблемы наших автодорог...

Михаил БОБРЫШЕВ
Фото: ЛМГТ; Сергей Лоскутников / СК МОСТ

Оригинал статьи

Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.