На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

01.03.2013 - Журнал «Направление – Дальний Восток», февраль 2013: Под хребтом Сихотэ-Алиня – Кузнецовский перевал в ретроспективе и перспективе

Информация о ходе реализации комплексного инвестиционного проекта «Реконструкция участка Комсомольск-на‑Амуре — Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля (Северный широтный ход)» предоставлена Дирекцией по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта — филиалом ОАО «РЖД» (ДКРС–Хабаровск ОАО «РЖД»).

История проекта

Отправной точкой в истории проекта реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля стало расширенное совещание в апреле 2004 года в порту Ванино, в котором участвовали представители администрации Хабаровского края, Морской администрации портов Ванино и Советская Гавань, компаний грузовладельцев и финансовых компаний, Дальневосточной железной дороги, проектных организаций. Обсуждалось на совещании развитие перегрузочных мощностей российских портов Ванино и Советская Гавань.

Железная дорога между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью протяжённостью 441 км была построена ещё в годы Великой Отечественной войны по облегчённым нормам военного времени, в условиях дефицита техники, строительных материалов, при отсутствии современных технологий строительства тоннелей и мостов.

Наиболее сложный по пропускной способности линии участок пересечения хребта Сихотэ-Алинь в районе Кузнецовского перевала от разъезда Косграмбо (188 км) до станции Высокогорная (219 км) с существующим Кузнецовским тоннелем длиной 413 м имеет пропускную способность, не превышающую 19,4 млн тонн в год, что является сдерживающим фактором для развития Ванино — Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.

Участок пересечения Кузнецовского перевала от станции Оунэ до станции Высокогорная длиной 36 км — основное барьерное место на линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — не мог обеспечить возрастающий объём перевозок.Реконструкция существующего участка и доведение его параметров до норм железнодорожной линии II категории с удлинением до 48,1 км технически невозможна, в связи с чем было принято решение о строительстве обхода (протокол ОАО «РЖД» от 06.12.2004 и задание на разработку проектной документации, утверждённое ОАО «РЖД» от 27.05.2004).

Подготовка проекта

В мае 2004 года ОАО «РЖД» утвердило задание на разработку рабочего проекта «Реконструкция Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань Дальневосточной железной дороги» за счёт централизованного финансирования объектов реконструкции инженерных сооружений ОАО «РЖД». Рабочий проект, выполненный ОАО ПИИ «Бамтоннельпроект» на основании договора от 01.06.04 г. №213, предусматривал строительство нового участка железнодорожной линии II категории по СТНЦ-01-95 под тепловозную тягу, протяжением 27,023 км, в том числе нового перевального однопутного тоннеля длинной 3863 м, транспортно–дренажной штольни (слева по ходу пикетажа) параллельно тоннелю на расстоянии 20 м и двух новых разъездов — Кузнецовского и Мули.

Проект рассматривался ведомственной экспертизой и корректировался по её замечаниям (заключение от 09.06.2004 №ЦУЭП-10/29, от 17.08.2004 №ЦУЭП-10/49, от 17.02.2005 №ЦУЭП-18/08, от 25.08.2005 №ЦУЭП-10/68 и от 07.02.2006 №ЦУЭП-18/12). Окончательно откорректированный рабочий проект прошёл Главгосэкспертизу России, получил сводное заключение от 30.03.2006 № 222–06/ГГЭ-3610/04 и был утверждён первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым распоряжением от 29.09.2006 № 1979 в сумме 3898354,21 тыс.рублей в ценах 2000 года.

В 2008 году проект получил господдержку из средств Инвестиционного фонда в размере 17,556 млрд рублей (изменения от 12 сентября 2008 года в паспорт комплексного инвестиционного проекта, утверждённого 30.11.2006 распоряжением Правительства Российской Федерации № 1708‑р «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань»). Общая стоимость проекта — 59,876 млрд рублей.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта («Ответственный исполнитель») и ОАО «Российские железные дороги» («Инвестор») заключили инвестиционное соглашение от 02.10.2008 № 393 д/1186 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 1708‑р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.09.2005 № 1331‑р) об обеспечении совместными усилиями реализации комплексного инвестиционного проекта.

Этапы реализации проекта

Комплексный инвестиционный проект реализуется в два этапа.

Первый этап (23,758 млрд рублей) — «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля» (2008–2013 годы) — осуществляется на 70 % за счёт средств Инвестиционного фонда и на 30 % за счёт средств ОАО «РЖД».

Второй этап (36,117 млрд рублей) — «Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань» (2008–2016 годы) — осуществляется полностью за счёт средств ОАО «РЖД».

«Ответственным исполнителем» на сумму 17556,44 млн рублей на первом этапе осуществляются работы по созданию объектов капитального строительства собственности Российской Федерации (включая проектно-изыскательские работы): автомобильной дороги к Западному порталу и между порталами, строительство нового Кузнецовского тоннеля, железнодорожных мостов, устройство верхнего строения пути в новом тоннеле и на подходе со стороны Западного портала, установка системы сигнализации, централизации, блокировки, связи и электроснабжения, строительство инженернотехнических сооружений охраны на Восточном и Западном порталах тоннеля, рекультивация строительных площадок на Западном портале.

«Инвестором» на сумму 6202,37 млн рублей на первом этапе осуществляются работы по созданию и реконструкции объектов капитального строительства собственности «Инвестора» (включая проектно-изыскательские работы): строительство подходов со стороны Восточного портала и части со стороны Западного портала, строительство верхнего строения пути на подходе со стороны Восточного портала, строительство транспортно-дренажной штольни, рекультивация строительной площадки на станции Высокогорная.

На основании конкурсных предложений были проведены торги по выбору генподрядных организаций:

  • ОАО «Бамстроймеханизация» (протокол заседания конкурсной комиссии от 21.01.2008 № 149 и заключение договора генподряда от 18.02.08 № 21/08);
  • ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» (протокол заседания конкурсной комиссии от 08.02.2008 № 150 и заключение договора генподряда от 20.02.2008 № 150/02/08);
  • ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» (протокол заседания конкурсной комиссии от 04.06.2010 № 200 и заключение договора генподряда от 15.06.2010 № 338).

В рамках первого этапа выполнено строительство:

  • нового Кузнецовского тоннеля длиной 3 892 м, диаметром 9,5 м;
  • транспортно-дренажной штольни длиной 3 911 м, диаметром 4,2 м, расположенной на расстоянии 20 м от продольной оси тоннеля, предназначенной для отвода грунтовых вод горного массива в зоне проходки основного тоннеля. С началом эксплуатации тоннеля штольня также будет служить транспортным коридором для обеспечения обслуживающих процессов;
  • нового железнодорожного подхода к Западному порталу тоннеля от станции Оунэ длиной 11,2 км, включающего 6 железнодорожных мостов, 1 путепровод, 11 железобетонных водопропускных труб, разъезд Новый Кузнецовский, разъезд Блок-Пост 197 км;
  • нового железнодорожного подхода к Восточному порталу тоннеля от станции Высокогорная длиной 5,9 км, включающего две железобетонные водопропускные трубы, разъезд Мули;
  • инженерно-технических сооружений охраны на Восточном и Западном порталах тоннеля;
  • технологической соединительной автодороги между Восточным и Западным порталами тоннелю длиной 14,5 км;
  • технологических притрассовых автодорог вдоль новых железнодорожных подходов к тоннелю общей длиной 17,5 км.

Строительная длина нового железнодорожного участка — 27 км. Горнопроходческие работы при сооружении тоннеля и штольни выполнены с использованием тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Проходка штольни, завершённая к концу 2009 года, выполнена с использованием ТПМК Robbins DS 1413–301, а проходка основного тоннеля, завершённая в мае 2011 года, выполнена с использованием ТПМК Lovat RME 375 SE. Оба комплекса оснащены тоннельной спутниковой системой навигации для контроля положения.

Проектом для штольни и тоннеля предусмотрена водонепроницаемая сборная обделка круглого очертания из железобетонных блоков. Наружный диаметр обделки штольни составляет 4,2 м, тоннеля — 9,2 м. Внутренний диаметр тоннеля — 8,4 м соответствует габариту приближения строений «С». Водонепроницаемость обделки обеспечивается установкой по контуру блоков упругих прокладок, сохраняющих водонепроницаемость обделки при давлении воды до 5 бар. Между кольцами сборной обделки, а также в местах примыкания проходов в технологическую штольню предусмотрены деформационные антисейсмические швы. Сейсмичность района составляет 8 баллов.

В целях увеличения пропускной способности на участке Оунэ — Высокогорная ОАО «РЖД» за счёт собственных средств на участках западного и восточного железнодорожных подходов к новому Кузнецовскому тоннелю выполняется строительство вторых путей, включённых ранее во второй этап Инвестиционного соглашения (со сроком реализации до 2016 года).

На участке реконструкции расположены 54 станции и разъезда, ДКРС–Хабаровск ОАО «РЖД» курирует 22 станции и разъезда, а также строительство вторых путей и двухпутных вставок в количестве шести участков.

На 01.01.2013 сданы в эксплуатацию шесть станций, разъездов и два участка вторых путей (станция Оунэ — разъезд Косграмбо, разъезд Новый Кузнецовский — Блок-Пост 197 км).

Планом 2013 года предусмотрена реконструкция десяти станций, разъездов и четырёх участков вторых путей, двухпутных вставок, а также ведение проектно-изыскательских работ по шести станциям и разъездам, ввод в эксплуатацию предусмотрен по двум объектам, остальные объекты сдаются согласно графику в 2014–2016 годах.

Увеличение пропускной способности участка по мере реализации инвестиционного проекта «Реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля (Северный широтный ход)».

Фото: СК МОСТ

Оригинал статьи

 


Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.  
1111
2222