На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

24.01.2013 - Журнал «Дороги и транспорт», январь 2013: Вторая жизнь Транскама

Подразделения группы компаний «СК МОСТ» работают на объектах транспортного строительства, расположенных в самых разных точках Российской Федерации.

Если посмотреть на карту, размещенную на сайте предприятия, на которой цветными кружочками обозначены регионы, где работали и работают подразделения «СК МОСТ», можно в этом убедиться. От Калининграда до острова Русский – такова география деятельности этой ведущей в сфере транспортного строительства компании страны, которая принимает участие в реализации самых крупных проектов в дорожной отрасли. После строительства мостового перехода на остров Русский, «СК МОСТ» получил признание во всем мире. Гости АТЭС отдали должное таланту российских специалистов, за короткий срок создавших уникальное инженерное сооружение. А сколько автодорожных и железнодорожных мостов, путепроводов, тоннелей возведено коллективом компании в различных регионах страны!

Поэтому я ничуть не удивился, когда во Владикавказе мне сказали, что реконструкцию знаменитого Рокского тоннеля, соединяющего Россию с Южной Осетией, производят специалисты ОАО «УСК МОСТ», входящего в состав группы компаний «СК МОСТ».

Напомним, что этот тоннель, сданный в эксплуатацию в 1985 году, с тех пор ни разу не ремонтировали. А после событий 2008 года, когда по подземной дороге проехала колонна тяжелой техники, стало ясно, что косметическим ремонтом тут не обойтись. Исследования, проведенные специалистами, показали, что за 30 с лишним лет эксплуатации инженерное сооружение порядком обветшало и начало разрушаться.

Но сразу приняться за реконструкцию тоннеля оказалось невозможно. Ведь по нему осуществлялось сообщение с Южной Осетией, которое, в случае закрытия тоннеля, оказалось бы в блокаде. Поэтому было принято решение о том, что в первую очередь строительства необходимо осуществить перепроходку штольни с увеличением сечения тоннеля для пропуска грузового и легкового автотранспорта, выполнить монтаж инженерных коммуникаций, устройство припортальных площадок. И, только после этого, приняться за реконструкцию самого тоннеля, протяженность которого составляет 3730 метров.

Реконструкция штольни Рокского тоннеля велась буровзрывным
способом с помощью буровых установок Atlas Copco Boomer
XE3 С (на снимке) и горными комбайнами АМ-75 и АТМ-105 S

Реконструкция штольни Рокского тоннеля велась буровзрывным способом с помощью буровых установок Atlas Copco Boomer XE3 С (на снимке) и горными комбайнами АМ-75 и АТМ-105 S

– К работе мы приступили в начале декабря 2010 года, – рассказывает руководитель проекта ОАО «УСК МОСТ» Анатолий Бабинец. – Но готовиться начали загодя. Ведь надо было создать условия для проживания работников, место для стоянки техники, хранилища стройматериалов. Завезли оборудование, технику. Возвели два вахтовых поселка, где сегодня проживают более 600 человек. Там у нас есть все необходимое: столовая, котельная, благоустроенные общежития.

Условия строительства в горах нелегкие. Ведь Рокский тоннель находится на высоте 2200 метров над уровнем моря. Здесь высокая сейсмичность. Зимой ТрансКам засыпает снегом. Особо хочу подчеркнуть, что участок дороги с 85 километра по 93-й, откуда и начинается тоннель, считается самым лавиноопасным.

Нередко трассу перекрывают из-за опасности схода лавин, тогда возникают проблемы с доставкой стройматериалов. А ведь в процессе устройства постоянной обделки каждого блока тоннеля, бетон должен подаваться непрерывно. К тому же до тоннеля, не доезжая около 7 километров, находится пограничный контроль и таможенный пост, где проверяют все машины, вне зависимости от того, что везешь.

– Перепроходку штольни вели буровзрывным способом с использованием буровой установки Atlas Copco Boomer XE3 C, также были использованы горные комбайны АТМ-75 и АТМ-105, – продолжает Анатолий Николаевич. – В мае 2012 года мы завершили работы в штольне и переключили движение на нее. И сразу, не мешкая, принялись за реконструкцию тоннеля. Перебросили сюда дополнительное оборудование, потому что время нас торопит. В общемировой практике тоннелестроения, в горных условиях скорость проходки примерно 1 километр в год. Мы же должны 4 километра пройти за два года. Согласен, что мы не начинаем с нуля, но, тем не менее, график строительства очень напряженный.

Штольня – не тоннель, и потому мне было интересно, как обеспечивается безопасность движения по ней. На этот вопрос мне ответил главный заместитель начальника ФКУ Упрдор «Северный Кавказ» Анатолий Ястребов, во время нашей беседы в Пятигорске. Анатолий Иванович часто бывает на объектах, не только знает все проблемы, но и помогает их решать.

– В штольне предусмотрены все меры для обеспечения безопасности, – подчеркнул он. – Здесь устроена продольная система вентиляции, оборудована современная противопожарная система, установлены камеры видеонаблюдения. При возникновении чрезвычайной ситуации срабатывает автоматическая сигнализация. Есть не только рабочее, но и аварийное освещение, сеть телефонной связи, имеется безопасный выход в тоннель, через эвакуационные сбойки. Кроме этого, перед въездом в штольню установлены временные дорожные знаки, на которых отражены необходимые ограничения, реверсивные светофоры, шлагбаумы, габаритные рамки и направляющие устройства. Мы постарались предусмотреть всевозможные нештатные ситуации, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации штольни.

Рокский тоннель планируется к сдаче в середине 2014 года. Но его реконструкция – только часть масштабного проекта, реализация которого позволит повысить уровень безопасности движения на самом сложном участке ТрансКама.

Перепроходка Рокского тоннеля. В ходе реконструкции площадь
сечения тоннеля была увеличена с 65 до 75 кв. метров

Перепроходка Рокского тоннеля. В ходе реконструкции площадь сечения тоннеля была увеличена с 65 до 75 кв. метров

– В прошлом году мы сдали в эксплуатацию комплекс сооружений на 86 километре: тоннель, протяженностью 310 метров и противолавинную галерею – 63 метра, – констатирует Анатолий Бабинец. – В текущем году необходимо начать строительство галереи на 86 км, длина которой составит 305 метров, после завершения ее строительства будут защищены пять лавиноопасных участков автодороги «ТрансКам».

Комплекс сооружений на 86 километре: противолавинная галерея протяженностью 63 метра и тоннель – 310 метров

Комплекс сооружений на 86 километре: противолавинная галерея протяженностью 63 метра и тоннель – 310 метров

Есть еще немало участков, где возможны сход лавин, селей, оползней. Поэтому дорогу необходимо укреплять на всем ее протяжении, особенно в горной ее части. Если будут тендеры, то коллектив ОАО «УСК МОСТ» планирует участвовать в торгах и продолжать свою созидательную деятельность на Северном Кавказе. Тем более, что здесь уже создана крепкая производственная база, включающая в себя два вахтовых поселка, где созданы комфортные условия для проживания людей. Имеется в наличии вся необходимая специализированная техника для выполнения строительных работ, смонтированы цеха по ремонту горной техники, по изготовлению металлоизделий, строительная лаборатория и другие сооружения строительной инфраструктуры. В том числе имеется два завода по производству бетона. Один из них, финского производства, под угрожающим названием «COBRA», мощностью 120 кубометров в час, установлен у Рокского тоннеля. Его перевезли сюда из Владивостока, после завершения работ по строительству мостового перехода на остров Русский. Другой, отечественный, производительностью 30 кубометров в час, смонтирован на 86-километре. Оба завода мобильные, при необходимости могут быть переброшены на любой участок трассы.

Тоннелепроходческие комбайны австрийского производства позволяют осуществлять проходку со скоростью 12-15 метров в сутки. Работы ведутся в круглосуточном режиме. Современные буровые установки ведущих немецких и шведских фирм обеспечивают не только высокие темпы, но и отличное качество работ.

На ТрансКаме, как впрочем, и на других объектах ОАО «УСК МОСТ», трудятся высококвалифицированные специалисты.

– У нас подбор и подготовка кадров ведется очень тщательно, – замечает генеральный директор ОАО «УСК МОСТ» Игорь Тюнин. – Основной костяк коллектива, состоящий из профессионалов, уже давно сформировался. Объектов много, они разбросаны по всей стране. Поэтому сложилась такая практика, что на место приезжают коллектив управления проектом, а также профессионалы, имеющие большой опыт работы. Часть работников нанимаем непосредственно на месте, тем самым снимая там социальную напряженность. Это особенно важно в Северо-Кавказском регионе, где вопросы занятости населения стоят очень остро. На ТрансКаме сегодня вахтовым методом работают наши профессионалы из Красноярска, Новосибирска, Хабаровска, других городов, а также местные специалисты.

– Каким будет обновленный Рокский тоннель? – спрашиваю у руководителя проекта.

Обновленная штольня Рокского тоннеля, по которой
сегодня осуществляется автомобильное движение
между Россией и Южной Осетией

Обновленная штольня Рокского тоннеля, по которой сегодня осуществляется автомобильное движение между Россией и Южной Осетией

– Это будет современное инженерное сооружение, оснащенное всем необходимым: системами пожарной безопасности, вентиляции, видеонаблюдения, освещением, – отвечает Анатолий Бабинец. – При строительстве тоннеля используются передовые технологии и новые материалы, позволяющие повысить качество работ, выполнить надежную гидроизоляцию. По всему тоннелю предполагается установить сотни датчиков, которые в онлайн режиме будут передавать в центр управления производством всю необходимую информацию. Закончив реконструкцию основного тоннеля, мы вернемся к выполнению комплекса работ по штольне, согласно проектной документации.

Зимой на ТрансКаме красиво. За каждым поворотом открываются великолепные пейзажи, покрытых снегом гор. Тишину нарушает только гул проходящих машин. А когда автомобили скрываются за поворотом, всё стихает. И ты остаешься наедине с белым безмолвием. Кажется, ничто не в силах нарушить спокойствие, царящее вокруг. Но тишина, как и горы, обманчива. В любой момент, даже из-за малейшего дуновения ветра, со склона может сорваться лавина, которая не только сметает все на своем пути, но и рушит дорогу. Движение перекрывается на долгие часы, а иногда и на несколько суток. Водители, которые ездят по ТрансКаму, подчинившись воле обстоятельств, привыкли ждать. Но придет время, когда движение по Транскавказской магистрали станет круглогодично бесперебойным. Оно не будет зависеть от капризов природы. Ради этого и работают тут, в сложнейших условиях, специалисты ОАО «УСК МОСТ», которые своим самоотверженным трудом дарят вторую жизнь легендарной дороге.

Портал Рокского тоннеля со стороны России. (3D-модель)

Портал Рокского тоннеля со стороны России. (3D-модель)

Оригинал статьи

 


Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.