На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

17.01.2013 - Газета «Тихоокеанская звезда»: «СТРОЙ-ТРЕСТ»: нам доверяют самые сложные проекты

Специалисты группы компаний «СК МОСТ» за два десятка лет построили и реконструировали по всей России несколько тысяч инженерных сооружений. В активе компании мосты и тоннели, новые линии метро, гидротехнические сооружения, инфраструктура аэропортов… Большая часть введенных в эксплуатацию объектов приходится на российские железные дороги. По заказу ОАО «РЖД» построено и реконструировано более 2500 сооружений.

Сегодня группа компаний «СК МОСТ» объединяет 15 мостостроительных предприятий и 7 тоннельных подразделений, в которых работает более 20 тысяч человек. Особое место занимает ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ», образованное в 2007 году. «По решению руководства нам были переданы все мощности, занятые на реконструкции мостов и тоннелей на железных дорогах России, - говорит главный инженер ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» В.Г. Воронцов. – И сегодня, благодаря объединению ресурсов, мы можем взяться за проект практически любой сложности – российские железные дороги доверили нашим специалистам работать, например, и на Олимпийской трассе в Сочи, и на строительстве нового Кузнецовского тоннеля. Это масштабные объекты, которыми могла бы гордиться любая компания».

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Специфика Дальнего Востока специалистам группы компаний «СК МОСТ» известна хорошо. Ведь именно здесь, на Транссибе, и начиналась история предприятия. В далеком 1991 году на Забайкальской железной дороге появилось товарищество «Мост». У его истоков стояли специалисты Мостоотряда-55, работавшие на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

– Молодая компания бралась за любые заказы, – вспоминает генеральный директор ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» М.В. Гутников, – в первые несколько лет мы занимались в основном малыми и средними мостами, правда, подошли к делу творчески, с применением новых на тот момент технологий. На Забайкальской железной дороге мы освоили новый способ реконструкции старых каменных водопропускных труб, которым было более 100 лет, и которые встречаются чуть ли не на каждом километре. Мы ставили в них металлические трубы, а пространство между кирпичом и металлом с помощью инъектирования заполняли бетоном. Работали быстро и качественно. Наш подход оценили в РЖД. Заказов постепенно становилось больше, нам стали доверять, и в середине 90-х мы вышли на большие мосты – например, начали реконструкцию без малого километрового моста через Зею недалеко от Белогорска.

За двадцать лет компания выросла в одно из крупнейших российских предприятий, специализирующееся на строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Сегодня мостостроители работают по всей России, на всех железных дорогах страны. Сданы железнодорожные мосты через крупные российские реки – Волгу, Каму, Оку, Москву, Вятку, Бузан, Обь, Чуну, Онон... Но значительные силы «СК МОСТ» по-прежнему сконцентрированы в восточных регионах страны – именно здесь возводятся крупнейшие объекты, имеющих ключевое значение для транспортной инфраструктуры России.

Сегодня реконструкция Транссиба продолжается, но теперь в сфере ответственности компании не только мосты, но и тоннели. Осенью 2011 года компания «СТРОЙ-ТРЕСТ» начала проходку нового Облученского тоннеля (8193-й км Транссибирской магистрали, Еврейская автономная область). Протяженность нового тоннеля 860 м. Он возводится в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Снятие инфраструктурных ограничений».

– Это не первый тоннель, на реконструкции которого мы работаем по заказу РЖД, – говорит М.В. Гутников, – надеемся, что наше сотрудничество с железнодорожниками продолжится, ведь на наших трассах много тоннелей, которые построены до революции и нуждаются в реконструкции.

Весной прошлого года на новом Облученском состоялась сбойка – это важный этап в строительстве, специалисты «Тоннельного отряда-12 – Бамтоннельстрой» прошли буровзрывным способом всю верхнюю часть тоннеля. Движение поездов по новому тоннелю планируется открыть уже осенью 2013-го. Модернизация Облученского тоннеля позволит значительно увеличить пропускную способность Транссиба в направлении портов Дальнего Востока.

25 декабря 2012 года состоялось торжественное открытие движения по Кузнецовскому тоннелю. Первый поезд по новому тоннелю прошел по команде Президента России В.В. Путина, который находился на прямой связи с Дальним Востоком. Внимание главы государства к сдаче тоннеля не случайно, это один из самых масштабных проектов Минтранса и ОАО «РЖД» по снятию инфраструктурных ограничений на востоке страны. Старый тоннель был построен в годы Великой отечественной войны и давно уже не соответствовал современным требованиям. На перегоне Оунэ – Высокогорная приходилось вводить ограничения по скорости движения поездов, а крутой уклон не позволял проводить здесь грузовые составы повышенного веса и длины. Железная дорога не справлялась с растущим грузооборотом: только за последние 10 лет объемы переработки грузов только через Ванино-Советскогаванский промышленно-транспортный узел выросли в 3,7 раза. Чтобы ликвидировать "узкое" место, потребовалось проложить обходной участок железной дороги и построить новый тоннель. Согласно проекту, длина новой трассы обхода составляет 27 км, в том числе протяженность тоннеля – 3890 м. Работы было решено поручить специалистам «СК МОСТ» – у компании есть и необходимая техника, и специалисты, и опыт работы на глобальных проектах.

– В 2008 году на участок пришло несколько наших компаний, – говорит М.В. Гутников, – тут работали специалисты из хабаровского ООО «Тоннельный отряд №12 – Бамтоннельстрой» (генеральный директор Игорь Семенович Галий), читинского ЗАО «Мостдорстрой» (генеральный директор Владимир Александрович Козел) и белогорского ООО «МОСТ-ВОСТОК» (генеральный директор Петр Николаевич Москаленко). Я искренне благодарю руководителей и всех специалистов этих компаний. Благодаря их профессионализму работы на объекте были завершены на полгода ранее намеченного срока.

Изначально поезда планировалось пустить по новому маршруту в первом квартале 2013 года. Однако благодаря применению современных технологий (проходка сервисной штольни и нового тоннеля осуществлялась с помощью тоннелепроходческих комплексов Robbins и Lovat), строители существенно опередили график. Реконструкция этого участка Дальневосточной железной дороги позволит в два раза увеличить грузооборот и даст новый импульс для развития портовых зон на побережье Татарского пролива – Ванино и Советской Гавани.

Большой вклад специалисты компании внесли и в автодорожное строительство региона. На реконструкции федеральной трассы «Амур» подразделения группы компаний «СК МОСТ» работают с середины 90-х годов. За это время были реконструированы десятки искусственных сооружений – мостов и водопропускных труб на участках 483–539 км, 539–596 км, 1143–1183 км (через реки Богузию, Желтугу, Давенду, Магдагачи, Ольгу и др.).

На автомобильной трассе «Уссури» в зоне ответственности «СК МОСТ» находились участки 137–141 км, 639–664 км, 619 км, а также 733–750 км. Кроме того, на подходе к Владивостоку компанией построен дублер трассы М-60. На участке п. Новый – Де-Фриз впервые на Дальнем Востоке применено новое асфальтобетонное покрытие. Дорога п. Новый – Де-Фриз – Седанка – б. Патрокл была возведена к Саммиту-2012. Благодаря этой трассе гостям и участникам Саммита потребовалось всего 40 минут, чтобы добраться от аэропорта «Кневичи» через мост на остров Русский до Дальневосточного федерального университета, где и прошло большинство встреч на высшем уровне.

Наконец, под Хабаровском «СТРОЙ-ТРЕСТ» развернул масштабные работы по строительству без малого километрового моста через протоку Амурскую. Автодорожный мост длиной 957 м на Большой Уссурийский остров станет ключевым инфраструктурным объектом дорожной сети вблизи Хабаровска. Мостовой переход будет способствовать освоению острова, развитию на нем сельскохозяйственного производства и дачного строительства, позволит создать рядом с Хабаровском торговую и рекреационно-развлекательную зоны. «Общая длина сооружения вместе с подходами — более пяти километров. Мы строим большой, современный мост, по которому автомобили смогут двигаться со скоростью 120 км/ч. Уверен, что новая трасса даст дополнительный стимул для развития города», - говорит В.Г. Воронцов.

ЮГ РОССИИ

В рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи ОАО «РЖД» – как генеральный партнер Игр – реализует несколько масштабных инфраструктурных проектов. Самым сложным из них является строительство совмещенной трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Новую трассу решено провести практически по мостам и эстакадам, чтобы сохранить природу Сочинского национального парка. На 48-ми километровой трассе строится 71 мост и эстакада общей протяженностью 37 км. Подразделения группы компаний «СК МОСТ» отвечают за строительство самого сложного участка на совмещенной дороге. Их зона ответственности – горный участок трассы от 14-го до 46-го километра, узкая долина горной реки Мзымты. Участок «СК МОСТ» начинается на высоте 65 метров над уровнем моря, а заканчивается на высоте 488 метров.

– Уникальность строительных работ под Сочи заключается в том, что здесь, на небольшом по площади участке, сосредоточен беспрецедентно большой парк спецтехники, благодаря чему работы ведутся на всех объектах одновременно. Необходимо было тщательно продумывать последовательность работ, – говорит генеральный директор ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» М.В. Гутников. – Строительство затрудняет сложная геология, а также чрезвычайно стесненные условия, вызванные тем, что трасса проходит по узкой долине реки Мзымты. Кроме того, строителям нужно уложиться в сжатые сроки и сдать трассу в эксплуатацию в 2013 году.

В общей сложности специалистам компании необходимо было построить 12 тоннелей (общая длина подземных выработок составила порядка 30 км), возвести 22 железнодорожных и 23 автомобильных моста. В период, когда работы шли максимально активно, количество работающих на стройке, включая вахтовиков и офисных работников, приближалось к 12 тысячам человек.

- Проект строительства совмещенной трассы по своим масштабам и сложности не имеет аналогов, в нашей стране ничего подобного давно уже не строили, тем более в такие короткие сроки, - отмечает М.В. Гутников.

Технологии и стандарты, которые применяются при строительстве трассы в Сочи, найдут свое применение при сооружении транспортной инфраструктуру и в других регионах России. Речь идет не только о собственно технических новшествах – например, на строительстве железнодорожных мостов трассы впервые в России использован болто-сварной метод сборки пролетных строений. До недавнего времени монтаж металлоконструкций железнодорожных мостов проводился исключительно с помощью болтовых соединений без применения сварки. Новая технология сборки увеличивает степень антикоррозийной защиты пролетных строений, что особенно важно в условиях влажных субтропиков. Качество сварных швов проверяется с помощью приборов ультразвуковой дефектоскопии не выборочно, а повсеместно.

В рамках реализации проекта ОАО «РЖД» активно внедряет «зеленые стандарты» – разработан комплекс природоохранных мер, который включает в себя охрану подземных и поверхностных вод, охрану почв и воздуха, защиту от шума, утилизацию отходов, рекультивацию территорий, экомониторинг.

– Все наши вахтовые поселки и строительные участки были оборудованы автономными очистными сооружениями, - говорит М.В. Гутников, – замкнутый цикл использования воды исключает попадание промышленных вод в окружающую среду. Вода отстаивалась в специальных резервуарах, с помощью специальных абсорбирующих материалов она очищалась от нефтепродуктов, проходила биологическую очистку с помощью бактерий, осажденный ил утилизировался. И, наконец, сточные воды очищались с помощью установок ультрафиолетового излучения. Уверен, те стандарты, которые сегодня обкатываются на объектах РЖД, в ближайшем будущем станут нормой для всех строительных компаний!

Еще один яркий пример ответственности проектировщиков – внесение изменений в проект строительства, позволяющие практически свести на нет негативное влияние строящихся сооружений на природу. Так, например, в районе железнодорожного тоннеля №2 изначально планировалось возвести железнодорожную насыпь, но тогда пришлось бы вырубать самшитовую рощу. В итоге в РЖД было принято решение возвести эстакаду длиной километр. Изменения в проекте обернулись дополнительными работами и удорожанием строительства, но были максимально сохранены площади произрастания самшита, внесенного в Красную книгу.

- Мы прекрасно понимали, какая ответственность лежит на РЖД в этом проекте и со своей стороны сделали все возможное, чтобы уложиться в сроки и справиться с самыми сложными техническими вопросами, – говорит М.В. Гутников. – Особенно сложной была проходка тоннелей, но наши специалисты с этим справились блестяще.

В самом деле, проект строительства совмещенной трассы, который реализован "Российскими железными дорогами", во многом уникален не только для России, но и для мировой практики. Лучшее подтверждение этому – международная награда International Tunnelling Awards-2011, которой в номинации «Главный проект года» были удостоены в Гонконге ОАО «РЖД» (заказчик строительства), ОАО «Ленметрогипротранс» (проектная организация), а также ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ» и ЗАО «Бамтоннельстрой», входящие в группу компаний «СК МОСТ».

Подземные работы шли в очень сложных условиях, строители столкнулись с оползнями на откосах гор, многочисленными зонами тектонических нарушений, обводненными участками, неустойчивыми грунтами. Проходка тоннелей велась одновременно и щитовым способом, при помощи тоннелепроходчеких комплексов, и горным, с использованием горных комбайнов и буровзрывных работ.

Только при строительстве третьего тоннельного комплекса в зоне проходки оказалось 27 зон разломов, состоящих из неустойчивых горных пород, которые могли спровоцировать остановку тоннелепроходческих комплексов. В каждом из этих случаев специалисты компании находили конкретные инженерные решения, применяя специальные способы укрепления грунтовых массивов. Аналогов подобным работам в мире до сих пор не было. Для сравнения – Северо-Муйский тоннель длиной 14 км строился 25 лет, там строителям пришлось преодолеть 4 разлома. Здесь, в Сочи, на третьем тоннельном комплексе строители прошли 13 км подземных выработок в более сложных породах, и для этого им понадобилось менее полутора лет. Как справедливо отметил президент ОАО «РЖД» В.И Якунин, со времен строительства БАМа на территории России ничего подобного не строилось, участие в строительстве совмещенной дороге позволило российским строителям взять на вооружение новейшие технологии, стало стимулом для развития отечественного строительного комплекса в целом.

Сегодня большая часть работ завершена. К началу декабря 2012 года на трассе выполнено 85% от общего объема работ. Построены все тоннели. Возведены все железнодорожные мосты. Основные усилия строителей сейчас сосредоточены на трех автодорожных мостах, их пролетные строения планируется смонтировать к марту будущего года. 8 декабря по новой железнодорожной линии с инспекционной поездкой проехал Президент России Владимир Путин. Глава государства особо отметил, что важнейший для страны и региона проект реализуется в намеченные сроки и с должным качеством, и выразил уверенность в том, что новая инфраструктура станет основой для полноценного развития туристической отрасли региона и особенно его горного кластера в будущем, после окончания Олимпийских игр.

Сергей Сысоев

Оригинал статьи

Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.  
1111
2222