На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

26.12.2012 - Журнал «Дороги. Инновации в строительстве», декабрь 2012: Дмитровская развязка: надежное избавление от пробок

В Москве полным ходом идет реконструкция развязки на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД. Силами подразделений группы компаний «СК МОСТ» здесь возводится комплекс транспортных сооружений общей стоимостью 363 млн рублей, включающий в себя два тоннеля, эстакаду и путепровод.

Стратегическое значение сооружаемого объекта трудно преувеличить. Старая двухуровневая развязка, построенная в 1999 году по схеме «полного клеверного листа», уже перестала удовлетворять транспортным потребностям современного мегаполиса. Она хоть и располагала комплектом лево- и правоповоротных съездов, но изначально не была рассчитана на современные нагрузки. Автомобилистам сейчас приходится скапливаться на крайней правой полосе перед каждым съездом с кольцевой, пропуская тех, кто заезжает на эту магистраль.

Ситуацию усугубило и то, что, с одной стороны, сейчас идет масштабная застройка находящегося в столичной черте поселка Северный, а с другой, столь же активно расширяется подмосковный Долгопрудный. Как результат – здешние пробки давно уже перешли в разряд хронических. Создание же полос разгона на новой развязке (плюс отказ от светофоров) позволит избежать подобных заторов. В итоге четырехуровневое полноповоротное сооружение позволит избавиться от одного из самых узких мест на въезде-выезде из столицы, обеспечив здесь непрерывное автомобильное движение, что, по предварительным расчетам, в несколько раз увеличит его интенсивность.

Эстакадный «прыжок»

В самом нижнем уровне развязки запроектирован тоннель С-1 (для левоповоротного движения с Дмитровского шоссе из центра на МКАД-запад) протяженностью 724 м, совмещенный с тоннелем С-8 (286 м), рассчитанным на транзитное сообщение из центра в сторону области. В проектной документации они значатся как два разных объекта, но строители в разговоре объединяют их в один, который в шутку именуют «штанами». Второй уровень развязки – Дмитровское шоссе. Над ним - МКАД. И, наконец, четвертый уровень - эстакада длиной 660,8 м и высотой 25 м, предусмотренная для левоповоротного движения с Дмитровского шоссе из области на МКАД-восток.

В состав проекта входит и путепровод протяженностью 237,4 м через железнодорожные пути Савеловского направления. Будет также построен подземный пешеходный переход через Дмитровское шоссе на подходе к развязке со стороны центра – у остановочного пункта общественного транспорта "Платформа Марк".

Реконструкция объекта (генпроектировщик - ОАО «Мосинжпроект», генподрядчик – ООО «ИФСК «АРКС», субподрядчики - ОАО «УСК МОСТ», ОАО «СК «МОСТ» и ООО «БТС-Гидрострой») началась в августе 2012 года.

- Основной фронт работ развернут со стороны Московской области, там же находится и основная строительная площадка, - рассказывает заместитель главного инженера ОАО «УСК МОСТ» Михаил Каменских. – По большому счету, здесь сложен не сам объект, а условия, в которых он сооружается. Дело в том, что работы ведутся без остановки движения автотранспорта на весь период строительства. По этой причине весь объем СМР приходится осуществлять в весьма стесненных условиях. Много проблем вызывает и наличие большого количества наземных и подземных инженерных коммуникаций, требующих их переустройства: газопроводов, линейных сооружений связи, водопровода, канализации, линий электропередач.

Один лишь пример, наглядно характеризующий сложность работ на развязке: в отдельно вырытом котловане под опору строители насчитали 4 действующих трубопровода, не считая кабелей различного назначения. В целом же затраты на вынос сетей из-под пятна застройки в три раза (!) превышают стоимость строительных работ. И еще – вдоль МКАД проходит охранная зона магистрального газопровода высокого давления диаметром 1200 мм, который строителям придется пересечь в двух местах. Вопрос согласования настолько сложный, что был даже отдельно поднят во время ноябрьского визита на объект мэра столичного градоначальника Сергея Собянина. Как отметил вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин, переговоры с газпромовскими структурами уже ведутся, но вопрос переноса газопровода «несколько затянулся. Надеемся, что в ближайшее время мы его решим».

Тем не менее, масштабное строительство здесь уже развернуто: построен ряд временных подъездных дорог, идет устройство котлованов (уже вывезено около 3 тысяч кубометров грунта), ведутся работы по сооружению фундамента опор эстакады и путепровода (выполнено 70% таких работ). Всего в проект эстакады включены 16 железобетонных опор с монолитными фундаментами на забивных призматических сваях размером 35x35 см (10 шт.) и на буронабивных сваях диаметром 1,5 м (6 шт.). Здесь предусмотрены два типа пролетных строений – из монолитного железобетона (между опорами 1-6 и 14-16) и из сталежелезобетона (6-14).

Здесь непременно следует отметить предельно жесткий уровень контроля качества. В ходе многоступенчатой процедуры технадзора сначала осуществляется входной контроль свайного материала, а на завершающем этапе с помощью ультразвукового мониторинга проверяется качество уже выполненных операций.

Штамповые, динамические, статические – все эти виды испытаний должны подтвердить должную прочность материала и самой конструкции. Интересно, что уже установленные сваи проверяют не сразу, а после их шестидневного «отдыха» (для большей объективности), когда материал, испытавший немалые нагрузки, уже освоится в новой среде. Все результаты сразу же доводятся до сведения проектировщика. При необходимости предпринимаются дополнительные меры для придания конструкции необходимой прочности.

«Перепрыгнуть» эстакадой Дмитровское шоссе и МКАД специалисты ОАО «СК «МОСТ» намерены методом конвейерно-тыловой сборки пролетного строения с последующей надвижкой с использованием аванбека. И хотя это несколько дороже других технологий, но значительно лучше по целому ряду параметров. Например, данная технология рассчитана на круглогодичное применение, что, несомненно, оптимизирует календарные сроки проведения работ.

В общей сложности на развязке планируется построить 13 подпорных стенок протяженностью 1583, 3 м. В частности, они будут держать насыпь у съездов. Конструкции высотой до 22 м сооружаются с использованием технологии «стена в грунте».

На путепроводе намечено возвести 7 опор из железобетона. Его металлические пролетные строения будут смонтировано из продукции Курганского завода металлоконструкций. Схема сооружения: 2x42,+30+2x42+36 м.

Безболезненная «отрихтовка»

Строительством тоннеля и пешеходного перехода занимается еще одно предприятие группы компаний «СК МОСТ» - ООО «БТС-Гидрострой», имеющее богатый опыт возведения подземных сооружений.

- Изначально под МКАД и Дмитровским шоссе предполагалось осуществить тоннельную проходку закрытым способом. - отмечает генеральный директор компании Игорь Усольцев. - В процессе подготовки по согласованию с проектировщиками (ОАО «Институт Гипростроймост») было решено сооружать объект открытым способом, что существенно дешевле. Проектировщики, просчитав кривые, которые образуются при так называемой «отрихтовке» (переносе движения на временные объездные дороги), смогли обеспечить сохранение скоростного режима на всем протяжении реконструируемого участка. В итоге данная операция практически безболезненно для автомобилистов будет проведена в три этапа. Иначе же в местах пересечения шоссе и кольцевой пришлось бы создавать экран из труб методом микротоннелирования и вести проходку закрытым способом.

Серьезных технических проблем у тоннелестроителей действительно нет, уровень квалификации персонала и механовооруженность компании соответствуют сложности поставленных задач. О главной проблеме уже рассказывалось: мешает газопровод. Во многом от оперативности ведущихся переговоров во многом зависит срок окончания работ, первоначально намеченный на июль 2013 года. Сейчас же ситуация такова, что по независящим от строителей причинам эта дата в лучшем случае передвинется на 6-7 месяцев. Нельзя не упомянуть здесь и еще одну «головную боль» – наличие в зоне строительства двух АЗС.

А все, что зависит от коллектива «БТС-Гидрострой», он выполняет в полном объеме. В связи с необходимостью проведения работ в стесненных условиях городской застройки, строительство тоннелей четко разделено на 8 этапов.

В настоящее время в рамках первого этапа идет разработка грунта, сооружаются ограждающие конструкции котлована из двутавровой балки, выполняется укладка тампонажного слоя под устройство постоянных конструкций лотка, стен и перекрытий тоннеля, на одном из участков идет сооружение «стены в грунте». Со второй половины октября также активно ведется подготовка (обустройство стройплощадки, монтаж оборудования) к началу работ второго и третьего этапа.

В январе 2013 года начнется сооружение пролетных строений эстакады, одна из опор которой будет возводиться над перекрытием тоннеля, что потребует усиления его конструкции. Для избежания негативных последствий здесь, по мнению Игоря Александровича, необходимо четкое взаимодействие с коллегами из «СК МОСТ».

Длина рамповых участков тоннеля С-1 составит 195 м, С-8 – 223 м. Назвать рампу тоннелем в полном смысле этого слова достаточно сложно. Поэтому материалы, стандартные для таких сооружений, здесь не всегда подходят – несколько другая среда. Разве что на некоторых открытых участках предусмотрена установка шпунта типа «Ларсен» с распорной системой из металлических труб. А наиболее углубленные котлованы укрепляются по технологии «стена в грунте».

- Говорить о том, что здешние грунты причиняют нам массу неудобств, не приходится, - отмечает глава «БТС-Гидрострой». – Есть лишь определенная обводненность в некоторых местах. И все же было решено отказаться от ранее предложенной пленочной гидроизоляции, надежность эксплуатации которой вызывает ряд вопросов. Поэтому остановились на проверенных временем материалах на битумной основе.

Надежность. Этим принципом руководствуются предприятия Группы компаний «СК МОСТ» не только при выборе тех или иных материалов и технологий, но и, как говорится, всегда и везде. Непременно надежными будут и сооружения комплекса развязки на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД. Вне всяких сомнений.

Регина Фомина

Оригинал статьи

 


Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.