На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

21.11.2012 - Журнал «Автомобильные дороги», ноябрь 2012: Обновленный Транскам

В зоне ответственности группы компаний «СК МОСТ» два ключевых участка на Транскавказской автомагистрали. Специалисты компании завершили работы по строительству тоннеля и противолавинной галереи на 86-м км трассы и ведут реконструкцию Рокского тоннеля на 93-м км.

Транскам – одна из важнейших автомобильных трасс юга России. Это единственная дорога, соединяющая Россию с Южной Осетией, и самый короткий путь из европейской части страны в Закавказье, Турцию и Иран. Она начинается во Владикавказе, идет через Рокский тоннель к южноосетинскому Цхинвалу, а затем – до грузинского Гори.

Трасса, напрямую соединившая Северную и Южную Осетию, была построена более тридцати лет назад (1971–1981 годы). Рокский тоннель, расположенный на высоте 2,5 км, стал самым длинным автомобильным тоннелем в СССР – его протяженность 3730,4 м. Однако более 25 лет на высокогорной дороге ремонтные работы практически не проводились, и Транскам приобрел славу одной из самых опасных горных трасс России. Дело было не только в состоянии дорожного полотна, но и в устаревшей инфраструктуре, практически полном отсутствии защитных сооружений от лавин и камнепадов. А ведь ежегодно на трассу обрушиваются около 250 лавин. В зимние периоды из-за опасности схода снежных лавин и селей трассу периодически закрывают. По данным МЧС Северной Осетии, с ноября по май наиболее опасным считается 24-километровый участок дороги между поселком Бурон и северным порталом Рокского тоннеля. Здесь расположены 234 лавинных очага, и 172 из них считаются по-настоящему опасными для водителей.

Работы по ремонту и реконструкции трассы начались только в начале нынешнего столетия. Чтобы сделать трассу безопасной и круглогодичной, необходимо возвести десятки защитных сооружений. Генеральным планом реконструкции Транскама предусматривается, в частности, реконструкция моста через реку Закка, а также возведение трех автодорожных тоннелей протяженностью 1800 метров, 68-ми противолавинных галерей общей длиной почти 6 км, камнеулавливающих стен общей протяженностью около 5 км, четырех селевых пропусков. Масштабные работы по реконструкции дороги развернулась в самом конце 2010 года – подразделения группы компаний «СК МОСТ» пришли на 86-й и 93-й км трассы.

Строительство тоннеля на 86 км

В декабре 2010 года специалисты группы компаний «СК МОСТ» начали проходку нового тоннеля на 86-м километре дороги – на участке, который считается одним из самых сложных из-за опасности схода лавин. Строители оперативно развернули спецтехнику и приступили к работам: на объект была доставлена буровая техника и горнопроходческие комбайны, началась отсыпка строительной площадки.

Возведение тоннеля длиной 310 метров велось ударными темпами, работы шли одновременно с северного и южного порталов. Максимальная скорость разработки калотты с временным креплением породы составила 135 м/мес. Проходка осуществлялась горным способом – с применением проходческих комбайнов и буровзрывным методом. Были задействованы буровые установки Atlas Copco Boomer XE3 C и горные комбайны AM-75 и ATM-105 S.

К 1 сентября 2011 года оба забоя тоннеля разделяла лишь узкая перегородка. На сбойке калоттной части тоннеля присутствовал министр транспорта РФ Игорь Левитин – именно он привел в действие заряды, заложенные в скалу. Внимание министерства к строительству тоннеля лишний раз подчеркивает значение этой трассы. При разработке штроссовой части тоннеля строители не потеряли взятого темпа – разработка штроссы заняла около двух месяцев. Максимальная скорость проходки составила 184 п.м/мес.

Тоннель на 86 км трассы. Со стороны южного портала возведена
противолавинная галерея длиной 63 м

Тоннель на 86 км трассы. Со стороны южного портала возведена противолавинная галерея длиной 63 м

Кроме тоннеля была возведена противолавинная галерея протяженностью 63 метра – со стороны южного портала. Все работы на объекте были завершены в июне 2012 года. Новый комплекс инженерных сооружений позволил обезопасить движение на более чем 300-метровом участке Транскама, где расположены шесть проблемных лавинных очагов.

Объект возводился усилиями специалистов нескольких компаний, входящих в ГК «СК МОСТ»: ООО «БТС-Гидрострой», ООО «Мостотрест 2005», ООО «Капиталстрой». В зоне ответственности СК МОСТ были не только работы по строительству тоннеля и противолавинной галереи, но и устройство инженерной инфраструктуры объекта – от освещения и видеонаблюдения до связи и охранной сигнализации. При возведении тоннеля строители использовали новые для российского строительного комплекса технологии и материалы. Например, при устройстве анкерного крепления использовались анкеры Swellex, а в набрызг-бетонную крепь вместо арматурной сетки была добавлена металлическая фибра Maccaferri.

Реконструкция Рокского тоннеля на 93 км

Рокский тоннель был построен более четверти века назад, и за это время его инфраструктура устарела, своды тоннеля разрушались грунтовыми водами, на нескольких участках были зафиксированы обрушения. Ремонт тоннеля предусмотрен федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы». Строителям предстояло полностью заменить гидроизоляцию, электрооборудование и дорожное покрытие. Реконструкцию решено было проводить в два этапа, чтобы не останавливать движение по единственной трассе, соединяющей Россию с Южной Осетией.

Временное движение между Россией и Южной Осетией организовано по
расширенной штольне Рокского тоннеля в реверсивном режиме

Временное движение между Россией и Южной Осетией организовано по расширенной штольне Рокского тоннеля в реверсивном режиме

На первом этапе (декабрь 2010 года – июль 2012 года) специалисты группы компаний «СК МОСТ» реконструировали штольню тоннеля. Ее протяженность составляет 3805 м. Штольня была перепройдена буровзрывным способом с использованием буровой установки Atlas Copco Boomer XE3 C, также были использованы горные комбайны АМ-75 и АТМ-105. В подземной выработке одновременно работали две вахтовые бригады, которым удавалось с помощью горных комбайнов проходить за месяц порядка 600 м.

Сечение штольни было увеличено в два раза – с 13 до 26 кв. метров. Это сделано для того, чтобы пустить по штольне грузовой и легковой транспорт на тот период, пока будут идти ремонтные работы в самом Рокском тоннеле.

К лету 2012 года в штольне были завершены работы по монтажу временной обделки, а также закончен монтаж инженерных коммуникаций. Строители сдали объект в эксплуатацию, и автомобильное движение по штольне было запущено в реверсивном графике. Это позволило приступить к работам в самом Рокском тоннеле.

Перепроходка Рокского тоннеля ведется горным способом из четырех забоев при помощи горнопроходческих комбайнов АМ-105. Сечение тоннеля увеличивается с 65 до 75 кв. метров. На участке задействованы буровые установки Boomer, анкероустановщики Boltec и Robolt, установка для набрызгбетонирования Shraymec, автопоезда МоАЗ.

– К концу октября перепройдено 1810 м верхней части и 310 м нижней части тоннеля, длина которого составляет без малого четыре километра, – говорит ведущий инженер ПТО обособленного подразделения ОАО «УСК МОСТ» во Владикавказе Ярослав Зубенко. – Одновременно с проходкой тоннеля ведутся работы по устройству гидроизоляции и устройству постоянной обделки тоннеля. Гидроизоляция обратного свода выполнена на участке протяженностью 200 м, постоянная обделка обратного свода готова на участке длиной 190 м, на стенах и своде тоннеля гидроизоляция уложена на участке протяженностью 80 м, началось устройство постоянной обделки стен и свода тоннеля – работы закончены на участке длиной порядка 34 м.

Перепроходка Рокского тоннеля ведется при помощи горнопроходческих
комбайнов ATM-105 S

Перепроходка Рокского тоннеля ведется при помощи горнопроходческих комбайнов ATM-105 S

Пока устройство постоянной тоннельной обделки ведется с помощью одной механизированной опалубки (с северного портала), однако на южном портале идет подготовка к запуску второй механизированной опалубки. Впереди у строителей работы по устройству проезжей части, реконструкция системы вентиляции и монтаж инженерных коммуникаций. Согласно графику, реконструкция Рокского тоннеля и штольни будет закончена в 4 квартале 2015 года.

Сергей Сысоев / СК МОСТ
Фото: СК МОСТ

Оригинал статьи

 


Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.