На главную
Написать нам
Карта сайта
English
     
На главную
 
 

17.07.2012 - Газета «Волжская магистраль» №27: На полпути от устья до истока

На целый месяц открыто окно на мосту через Ветлугу на 570 километре Северного хода. Оно будет вторым и последним за те почти два года, что прошли с начала реконструкции нечетного моста. Первое окно (когда заменена одна из больших 126-метровых пролетных конструкций) прошло в конце 2011-го.

– Это – будет несколько продолжительнее, – рассказывает заместитель начальника Горьковской региональной дистанции пути по искусственным сооружениям Николай Забродин. – На целых трое суток. Но объем работ сегодня значительно больше. За 31 сутки здесь будут демонтированы два береговых пролета длиной 34 метра, снято и опущено на специально подготовленную площадку, находящуюся в створе реки, второе русловое пролетное строение. А затем все они будут заменены новыми пролетами.

Перед экзаменом

Комплекс работ, который предстоит выполнить, серьезен. Даже для таких опытных специалистов генерального подрядчика – строительной компании «Мост», которые сегодня «ведут» объект, нынешнее окно – испытание более чем серьезное. Работы будут идти одновременно. Поэтому сегодня на мосту собрали усиленную вахтовую смену. Теперь важно умело распорядиться машинами и механизмами, монтажниками и механизаторами. Панорама площадки представляет впечатляющее зрелище. Кажется, что через реку перекинуты три нитки стальных мостовых переходов. Действующая из них только одна – самая нижняя по течению. Именно четная нитка пути принимает сейчас на себя весь поток поездов. Вторая разомкнута смещенным с опор русловым пролетом, который лежит уже на четырех технологических опорах, обвязанных сеткой строительных лесов, мощных трубах диаметром 1200 миллиметров.
– Это так называемая песочница, – поясняет главный инженер Шахунской дистанции пути Эдуард Гейдаров. – Конструкция пролета сейчас опирается на штоки, основания которых опущены в засыпанные песком отверстия труб.

По согласованной с геодезистами команде монтажники открывают заблаговременно проделанные отверстия. Через них песок высыпается из трубы, а штоки опускаются вместе с конструкцией пролета. Затем сварщики отрезают верхний оголовок этой колонны с толщиной стенки почти полтора сантиметра, и все начинается сначала. Каждый такой шаг высотой в полметра проходится за несколько часов. Попеременно – то с одной стороны пролета, то с другой. За сутки – три-четыре таких шага. Полтора – два метра. Когда конструкция опустится на нулевую отметку, то возвышающиеся над уровнем пути фермы будут срезаны, дабы не мешать надвижке на опоры нового пролета. Это третья нитка.
– Старый дедовский метод, – отмечает Забродин. – Его еще древние римляне использовали.
– Тем не менее работа очень серьезная, – не разделяет его настроение начальник участка Юрий Лазарев. – Настоящий экзамен.

Это не Рио-де-Жанейро?..

А экзамен, согласно ставшему крылатым выражению одного из героев гайдаевской «Операции «Ы», это всегда праздник. Строгий смокинг на стройплощадке, конечно, смотрелся бы несколько нелепо. А вот белые брюки, по мнению Забродина, вполне уместны. Во-первых, облаченного, кроме оранжевого жилета, во все белое, его всегда легко можно найти взглядом на площадке. Во-вторых, в северных районах Нижегородской области такая жара, что поневоле посочувствуешь тем, кто на раскаленном металле пролетов или у раскаленного бетона опор занимается нелегкой мужской работой здесь, на пятнадцатиметровой высоте над поверхностью речной прохлады.

– Конечно, это не Рио-де-Жанейро, – произносит, перехватив мой взгляд, Забродин. – Но жена мне выдала белые штаны, сказав при этом, что нет такой одежды, которая не отстирывается. Значит, по аналогии, не существует проблем, которых знающие и умелые люди не могли бы решить. И с особой четкостью определений, достойной диагноста, поведал о сути проблем моста, которые здесь взялись решить его лекари.

Откровения диагноста

Опоры моста пережили две революции, империалистическую и Гражданскую войну. Пролеты были установлены в 20-х годах прошлого века. А время жестоко. До недавнего времени на опорах и устоях сооружения были видны следы выщелачивания цементного раствора, свидетельствующие о наличии внутренних пустот и трещин в каменной кладке. Над рекой постоянно гуляет ветер, который и разрушил швы облицовки. Это на поверхности. А водолазы, исследовавшие подводную часть, обнаружили еще и вывалы целых камней из подводной части одной из опор, пустые швы между облицовочными блоками до глубины почти два метра ниже уровня обреза фундамента. Металлические конструкции пролетов больны коррозией. Ржа поспособствовала образованию «мешков» в коробках нижних поясов ферм, где постепенно скапливаются вода и мусор. Связующие заклепки распучило ржавчиной, а верхние горизонтальные листы продольных балок потеряли до 20 процентов в сечении. Требовали оперативного вмешательства и конусы устоев.

В 2003 году сильнейший ливень размыл откос конуса устоя у западного берега. Промоина в срочном порядке была засыпана щебнем и укреплена плиткой. Но этого хватило только на два года. Весной 2005-го произошел отрыв укрепления и оплывания откоса. Причем оползневые явления проявляются все более активно. Беспокоит и образование в русле реки, ближе к пойменному восточному берегу, воронки размыва глубиной до восьми метров.

Потому-то сейчас параллельно с монтажными идут земляные работы по ополаживанию откоса, принимаются меры в борьбе с водной стихией. Больше некому: суда уже не поднимаются вверх по течению до Ветлужской. До устья здесь 227 километров, а несколькими десятилетиями раньше здесь была серединная точка ветлужского судоходства.

Когда песок сыплется

Нужно было срочно браться за мост, пока тот не стал развалиной. Был составлен график вот такого амбулаторного лечения, расписаны процедуры и курсы лечения. Но, поскольку мост не мог отлучиться от рабочего места, лекари сами пришли к нему на Ветлугу.
– Работаем, ребята! – звучит по рации команда прораба Игоря Алатырцева.
На тех колоннах «песочницы», что расположены ближе к западному берегу, открываются специальные лючки, и песок при полном штиле стройными струйками посыпался вниз. – Геодезист Виктор Названов произвел съемку пролета и решил, что нужно выровнять горизонт установки пролета на три сантиметра, – втолковывает Алатырцев.
– Когда конструкция примет нужное положение, можно будет начинать и установку берегового пролета.

Люберецкий гость

На это время, по требованиям техники безопасности, все другие работы на мосту, равно как и движение поездов по соседнему пути, должны быть приостановлены. Вот уже встали на постоянное место верхние основания берегового устоя и русловой опоры кубы, на которые и ляжет металлический 34-метровой длины пролет весом без малого 36 тонн. Не всякая машина возьмет столь солидный вес. А вот поднять его могут единицы. Сегодня операцией по установке пролета займутся специалисты из Подмосковья. Кран ГЭПК130 – единственный в своем роде в России. Во всяком случае – из эксплуатирующихся на железнодорожном ходу. На консоли его 81-метровой стрелы на максимальную длину 45 метров могут выдвигаться грузы до 130 тонн. Его экипаж состоит из семи человек: прораба, машиниста крана, машиниста автономной дизель-электростанции, электрика, двух стропальщиков и электрика. Командует им Александр Носовский.

– Нам пришлось побывать в самых разных районах России – от Красноярской до Октябрьской и Северо-Кавказской дорог, – рассказывает он. – В последнее время поездок стало меньше, но на Северной и Горьковской дороге мы работаем чаще всего. Из последних поездок запомнились Плесецк и виадук около Красноуфимска. Кстати, именно туда мы и отправимся сразу же после Ветлужской. А пока многотонная громада с пролетом медленно придвигается к берегу. На минуту конструкция зависает над пропастью под береговым откосом. Звучит команда «майна», и машинист крана Владимир Манашев медленно опускает железную махину на опоры, срывая аплодисменты присутствующих при сем знаменательном событии. Особенно рьяно бьет в свои ладошки ватага усевшихся на склоне берега местных пацанов. Для них это зрелище! До ноября на новых пролетах должен быть уложен путь, смонтирована подвеска контактной сети, построены здания для мостовиков и команды охраны. А «Волжская магистраль» обещает своим читателям репортаж с церемонии открытия.

Игорь Алатырцев, прораб участка ОАО «СК «Мост»:
– Для меня это пятый крупный мост. На Горьковской железной дороге я уже принимал участие в реконструкции моста через Каму в Сарапуле. Стоит. И этот, надеюсь, у нас получится не хуже. Мы стараемся. Мы умеем это делать. Для того и собираемся со всех концов страны на наши объекты, которые разбросаны по всей России.
Такая «бродячая» жизнь нас нисколько не утомляет. Мы уже привыкли. Моя семья, например, живет в Самаре, родители – в Подмосковье, учился я в Саратове.
А ребята наши, настоящие мастера, приехали сюда, на Ветлугу, из Пензы и Кирова, Мордовии и Удмуртии. К ноябрю будет у вас хороший, добротный мост. Иначе зачем мы здесь?

             

Николай Забродин, заместитель начальника Горьковской дистанции ИССО:
– Мы знаем, что это окно нужно провести без задержек и сбоев. Поездная обстановка в период проведения летних путевых работ складывается очень непростая, поэтому мы приложим все силы и постараемся настроить подрядчика на собранность и четкость в организации взаимодействия техники и людей. Реконструкция моста через Ветлугу – очень важный момент в реализации программы оздоровления технического состояния искусственных со-оружений на ГЖД. Мы уже закончили работу по многим объектам, которые находятся на скоростном участке Петушки – Нижний Новгород. Теперь программа идет дальше – на восток от Нижнего Новгорода. На очереди – мост через Волгу.

Автор: Николай Кожин


http://zdr.gudok.ru/pub/10/197996/

Россия, Москва
www.rusmost.ru
E-mail: usk@skmost.ru
 
© 2017 СК МОСТ. Все права защищены.  
1111
2222